ВЫХОДЦЫ ИЗ ДЖУНГАРИИ
На тугах вижу: отражается синь Неба,
На крупах лошадей - соленый пот…
Не буду утверждать: в бою том был иль не был,
Кому-то вспарывал или щадил живот.
Жизнь диктовали сильные народы,
Мечом и кровью пробивая свет…
Батор Тумунов. "Чингисиада".
"Сохоб нэрэ Зиина, соло хадаа ихинаад…" - так звучит мое имя во время моления. Меня зовут Зинаида, я родом из икинатов… Еще лет пятнадцать назад об икинатах я не знала вообще ничего, кроме того, что мои отец, дед и прадед родом из Зунгара. А что было раньше, чем занимались мои предки, какими они были - эти вопросы впервые стал задавать мне мой подрастающий сын. Ответов у меня не было, и я их стала искать. Узнала, что икинаты - сильное воинственное племя - прежде жили на южных склонах Алтая и в числе многих других родов пришли из Джунгарии во времена страшных войн джунгарского Галдан Бошогто-хана и Сайн-хана халхаского. Я стала искать все, что возможно было найти о происхождении своего рода. Завеса над историей Джунгарии для меня теперь спала. Мне открылась трагедия джунгарского народа…
Я слышу этот многотысячный лошадиный топот, от которого дрожит степь. Ощущаю бешеную энергетику не знающих ни страха, ни пощады воинов. Слышу, как трепещут на вольном ветру разноцветные туги - их боевые знамена. Я вижу потоки крови беззащитных обитателей Великой степи… Я кожей чувствую устремленный сквозь века тяжелый огненный взор великого хана джунгарского народа Галдана Грозного. И я хочу поведать эту ушедшую в глубину веков историю.
"Человека, потерявшего свой род, на воде уничтожит огонь. Человека, потерявшего свою родословную, на верблюде съест собака". Эта народная мудрость впрямую касается нас - икинатов, зунгарцев, букотцев, и многих других, чьи предки когда-то вышли из Джунгарии и поселились в одноименной местности Зунгар, в балаганских степях Предбайкалья. Когда меня спрашивают, к какому племени относится мой род, я всегда отвечаю, что икинаты в числе примерно восемнадцати родов считаются родами, вышедшими из Джунгарии и примкнувшими к булагатскому племени. Почему же мы примкнувшие? Как бедные сиротинушки, выросшие без отца. Почему в исторических документах до XVII века я не нашла ни одного упоминания об икинатах и букотцах? И буряты ли мы вообще?
Несколько лет назад я предприняла попытку исследовать вопрос о происхождении икинатов. Эта работа вылилась в своего рода творчество: я написала небольшую книжечку, которую так и назвала: "В поисках моей родословной". Сейчас работаю над книгой "Кочевники" о Джунгарии, растерзанной маньчжурами и своими вассалами; о многострадальном джунгарском народе, забытыми осколками которого мы являемся.
По моему мнению буряты выделяются из общего ряда в какую-то особенную категорию. Нельзя вырвать из этого космоса один отдельно взятый род и рассматривать под историческим микроскопом его генетику. Возьмем, к примеру, мою родную Унгинскую долину как яркий фрагмент из общей композиции.
Этнокультурный перекресток
Древнейшая земля, насыщенная историей. Колыбель булагатов… (Примечание для особенно строгих читателей по поводу "колыбели" булагатов: конечно, исторически более точно колыбелью булагатов, вернее, их прародиной, надо называть Кудинскую долину вблизи почитаемых всеми булагатами гор Yхэр Манхай и Yдэге Бэлеэн). А еще ранее нашу землю облюбовали для себя народы хунну. Для курумчинцев, хори-туматов, курыкан, енисейских кыргызов, якутов, уйгуров и многочисленных племен тунгусов она также являлась прародиной. На протяжении тысячелетий наши приангарские степи являлись своеобразным этнокультурным перекрестком. Это само собой повлияло на историю взаимоотношений населяющих данный регион народов, как Л.Р. Павлинская справедливо отмечает в своей монографии "Коренные народы Байкальского региона и русские. Начало этнокультурного взаимодействия" (Санкт-Петербург, 1999 г.). Активное этнокультурное взаимодействие сформировало в местном населении терпимость к присутствию других этносов и склонность к контактам с различными народами. К моменту прихода русских казаков на нашу территорию в XVII веке здесь обитали монголоязычные, тунгусоязычные и тюркоязычные народы. Полукочевые и кочевые скотоводы, охотники и земледельцы обрели здесь свою самостоятельную экологическую нишу, что обеспечивало более спокойную по сравнению с Великой степью жизнь. Наша лесостепь характеризовалась отсутствием сильных всплесков межэтнических конфликтов. Она была своеобразным "убежищем" для отдельных этнических групп, скрывавшихся от уплаты ясака, а также не выдержавших по различным другим причинам жесткого противостояния в борьбе за жизненное пространство на своей прародине в степях Халхи и Джунгарии.
"Закусившие удила"
Какие отношения характеризовали обитателей Унгинской долины со своими южными степными соседями? Они никогда не были стабильными, чаще принимали форму военных набегов степняков. Иначе говоря, сводились к даннической зависимости местного населения от более сильных степных кочевников. И, опять же, "восстаниями лесных народов" наполнена вся история государства Чингисхана. Не случайно происхождение названия "бурят" по версии П.П. Баторова идет от слова "буриха", которое переводится как "закусив удила, не слушаясь повода; таскать и без удержу бежать по своей воле". Все беглецы из пределов Монголии были прозваны "бурьята гара ан бурият", то есть самовольно ушедшие. Баторов 1926: с.9.
Предыстория Джунгарии
Предыстория Джунгарии начинается с хунну. Народ хунну положил начало истории тюрко-монгольских племен в I тысячелетии до н.э. Они были скотоводами. Перекочевывая с места на место в поисках хороших пастбищ и водопоя, хунну занимались охотой и совершенствовали военное мастерство. Империя хунну была первым в мире кочевым государством. А Джунгария стала последней в мировой истории империей кочевников. А между ними были сяньби, шивей, тоба, кидани… Далее следует история жужаней, гаоцзюйцев. Затем на смену этим протомонгольским племенам пришли тюрки – кочевое государство с невероятно огромным количеством степных и лесных племен и народностей. В их числе были также протобурятские племена булагачинов и керемучинов. Все эти кочевые племена жили без твердых границ и со своими вождями. Великих тюрков сменили уйгуры. Затем наступил период владычества киданей во главе с легендарным императором Абаоцзи. В XII веке господство над Западной Монголией перешло к найманам. В 1206 г. было создано единое монгольское государство во главе с Чингисханом. В XIV в. Монгольская империя распадается. Император Китая Тогон Тэмур-хан спасается из Пекина бегством. Монгольские племена перекочевывают в Халху.
XIV – XV вв. остались темным пятном в истории Монгольской империи из-за феодальной раздробленности и полной неразберихи со властью.
XVI - XVII вв. – образовались три монгольских государственных объединения: Халха Монголия, состоящая из трех ханских владений: Тушету-хана, Цецен-хана и Дзасагту-хана; Южная Монголия (кукунорские княжества) и Ойрато-Джунгарское ханство, о котором пойдет речь далее.
История Джунгарского ханства
Между Алтаем, Тянь-Шанем и Гоби, на территории северо-западной Монголии и части современного Синьцзян - уйгурского автономного округа Китая в XVII - XVIII вв. располагалось последнее независимое государство кочевников - Джунгарское или Ойратское ханство. Ойраты в те времена назывались также дэрбэн-ойрат - "четверо, не признавшие родства". Кто не признал родства, и как это связано с джунгарами, давайте уточним.
История ойратов начинается с прапредков монголов Бортэ-Чоно и Гоа-Марал, родоначальников монгольских племен. Потому что именно от этой исторической семейной пары начинается исток великой родословной Покорителя Вселенной - Чингисхана. И история происхождения ойратов также. Только на одиннадцатом поколении от знаменитых прапредков, в поколении Тороголчжин-Баян и Борохчин-Гоа пошло великое расхождение двух народов. У последней семейной пары было два сына: старшего звали Дува-Сохор, младший был Добун-Мергэн. От Дува-Сохора пошло поколение Дθрбθн-ирген (четыре откочевавших, отделившихся как племя, сына). А у Добун-Мергэна и Алан-Гоа было также четыре сына, и от младшего из них - Бодончара - идет прямая родословная Чингисхана. Почему потомки Бодончара спустя столетия и присвоили себе во времена создания единого государства имя "монгол" - "мθн" (истинный, вечный), "гол" - корень. Итак, старший брат Добун-Мергена Дува-Сохор имел четырех сыновей, и именно они не признали после смерти отца своего дядю Добун-Мергена. С этого момента две линии - монгольская и ойратская - шли рядом, тесно сплетаясь, но не смешиваясь. Два одинаковых по языку, но два разных по сути, народа.
Подчинению непокорных потомков Дува-Сохора Чингисхан придавал исключительно большое значение. За то, что Джочи привел под власть своего великого отца ойратский лесной народ во главе с Худука-беки, Чингисхан, жалуя Джочи, отдал ойратов вместе с другими лесными народами в его ведение. Великие общемонгольские ханы считали престижным заключение родства именно с ойратским Худука-беки. Все его потомки были зятьями в роду Чингисхана, а сыновья и внуки Чингисхана - великие монгольские ханы - все были зятьями ойратских нойонов.
Что заставляло наших далеких предков держаться за свою самобытность и не раствориться подобно другим большим племенам, к примеру, меркитам и найманам? Тем более, что называть себя монголами в то непростое время, когда Чингисхан собирал племена в один народ и дал ему имя монгол, было весьма привлекательно. Однако они не хотели сливаться в единое целое со своими прежними соплеменниками, дабы большее не поглотило малое.
Уточним, кто входил в состав дербен-ойратов. А. Митиров, например, считает, что это цорос, чонос, элюты, батуты. По версии отца Иакинфа эти "четыре ойрата" были сильные племена Чорос, Хошоут, Торгоут и Элют. Он писал: "Западные монголы или Калмыки по стране называются Джунгарами, по народности Джунгарскими Элютами, по поколениям (племенам) именами поколений, по родам именами Родов, по союзу Ойратами».
Моя версия о загадке происхождения икинатов и чоросов
У монгольского историка Эмчи Габан Шараба в "Сказании о дербен-ойратах" записана легенда, что цоросы (чоросы) произошли от мальчика, найденного в дупле дерева. Дерево удивительно напоминало курительную трубку "цорго". А выкормила ребенка птица Ули. Дерево считается праотцом цоросов, а Ули-шубуун - их праматерью. Цоросы считались "тенгер йозурта" (тэнгэри узуур), то есть небесного происхождения.
Вот здесь-то я никак не могу удержаться от желания вспомнить историю происхождения икинатов. Так уж случилось, что, являясь заhадаг одегон, по воле богов я слышу духов предков. Когда ко мне стали активно приходить духи во время шаманской болезни, они сильно беспокоили меня бесконечными рассказами о своем мире, об его устройстве, о моей родословной. Конечно же, я всеми силами противилась их непрошеному вмешательству не то что в мою жизнь - в мою суть! Однажды в бессильном гневе и отчаянии я воззвала к ним: "Да кто же вы такие?!! Что вам от меня нужно?!". И вдруг слышу их мягкий, сдержанно-недовольный и холодно-удивленный ответ: "Уляаhан… Уляаhан модон.. Вот откуда мы".
Мы из осины? Что за глупость, подумала я тогда. Но почти десять лет спустя я нашла у М.Н. Хангалова в III томе следующее: "Кость Икинат произошла от осины, которая считается отцом (уляhа модон эсэгэ), и птицы гули эхэ, которая считается матерью. Далее по поводу небесного происхождения. Там же на следующей странице читаю: "Зунгарские и икинатские буряты произошли от сына Сэгэн-Сэбдэк-тэнгэри Сэжин-Сагана, который спустился на землю по приказанию Эсэгэ-Малан-тэнгэрина". Удивительное совпадение или попадание в точку?.. Кстати, в наших краях говорят, что мы, икинаты и зунгарцы, на самом деле по происхождению не буряты, а "хальмг" или "олёт (сэгэнут)". Я предполагаю, что два совершенно разных народа не могут иметь один и тот же миф о своем происхождении. Тем более по родовым преданиям удха узуур и у чоросов, и у икинатов одинаков - небесное происхождение. Вывод мой таков: икинаты, вероятнее всего, являются каким-то подразделением племени чоросов.
Вернемся к истории Джунгарии
Монголы, ойраты и буряты - родственные народы, тесно связанные общим происхождением, что подтверждают многочисленные генеалогические предания. В частности, миф о первопредке Барга-батуре, имевшем трех сыновей: Илюдай-Тургэна, Буряадая (Гур-бурята) и Хоредой-мэргэна. Барга-батур - историческое лицо. Он был предводителем войска при последнем китайском императоре Тогон Тэмур-хане из династии Юань, основанной великим ханом Хубилаем. После бегства императора в 1367 году из Пекина обратно в Монголию Барга-батур покинул стоянку возле Тобольска и ушел на восток. Старший сын его Илюдай-Тургэн ушел на запад, средний Гур-бурят - в Прибайкалье, а младший Хоредой-мэргэн - на север, а затем в Забайкалье (версия М.Н.Хангалова, записанная у кудинских бурят).
После бегства Тогон Тэмур-хана из Пекина во времена «восстания красных повязок», Монголия распалась на 40 частей (дечн энг). Как раз в эти смутные времена - XIV -XVI вв. - повидимому, наиболее активно формировались бурятские и ойратские этносы. Именно тогда ойраты подняли символ-державу: у нас есть свои природные ханы. В середине пятнадцатого столетия (1449 г.) Эзен-тайша с 25 000 войском из дербэн-ойратов (цорос, элют, батут, хойт) одержал победу над 500 000 войском Китая. От этой исторической даты идет отсчет создания Ойратского ханства. Тогда же, в 1449 г., Эзен-тайша повелел всем ойратам носить алую кисть - улан-зала - отличие от других монгольских народов. В XVII в. ойраты приобрели собственную письменность - тодо бичиг - благодаря усилиям ойратского буддийского просветителя Зая-Пандиты. В 1609 г. торгоутов Хо-Урлюка и дербетов Далай-батыра стали именовать калмыками.
Джунгарское ханство окончательно сложилось в единое могущественное государство в 30-е годы XVII в. Чоросские князья подчинили своей власти всех кочевников северо-западной Монголии и часть Восточного Туркестана. Благодаря усилиям джунгаров в 1640 г. на съезде ойратских, кукунорских и халхаских князей было принято Великое Степное Уложение ( Их Цааджн Бичиг) - степной правовой документ.
С момента введения Эзен-тайшой красных кисточек до окончательного разгрома в 1758 году, чуть более трехсот лет просуществовало Джунгарское ханство. После 1758 года маньчжурский император констатировал: "Исчезло навсегда имя дербен-ойратов". Как память о джунгарском государстве остался лишь эпос "Джангар", алые кисти у бурят и калмыков, да название монеты - арслнг. А также остался фольклор: например, мой дедушка Дамба Зурбанов хорошо исполнял старинный эпос о Шоно-баторе. Легендарный герой Шоно-батор, судя по эпосу, приведенному в III томе М.Н. Хангалова, с. 59-63, как и Галдан-Цэрэн, был сыном хунтайджи Цэван-Рабдана и внуком Сенгэ.
Пожалуй, короче и не расскажешь историю исчезнувшей с лица земли страны, великой правящей державы, одно лишь имя которой наводило смертельный ужас не только на других правителей, но и на целые народы. Да, для многих племен и народов воспоминание об этой стране до сих пор вызывает генетическую ненависть. Для других столь же многочисленных племен и народов звучное, гордое и сильное имя этой страны вызывает также на уровне генной памяти ностальгию о своей прежней прекрасной родине. Эти-то "другие" и есть мы, так называемые выходцы из Джунгарии.
Трагедия великого правителя
Речь пойдет о судьбе одного из джунгарских ханов, чье имя также навеки вписано в историю многих бурятских родов. Вот что записывает С.П. Балдаев в своей книге "Родословные предания и легенды бурят. Часть 2": "Роды Цэгэнутов, Замотов, Зунгиев, Зунгаров, Ихинатов, Букотов, Ашабагатов, Шоноев, Боротоев, Ехэнутов, Харанутов, Шошолоков, Шарайтов, Наратов, Шэбэтов, Хайталов, Боронутов и Хухэнутов проживают в Прибайкалье. Они вышли из Джунгарии в XVII в., когда Джунгария воевала с Халха Монголией и объединенными силами маньчжуров и китайцев. Боясь усиления военной мощи Джунгарии, Амгалан хан Кан-Си в начале XVII в. послал на Джунгарию 85-тысячное войско под командой опытного маршала. Китайская армия напала на джунгаров с трех сторон, Галдан Бошогто выставил против своих врагов 100-тысячное войско. Благодаря храбрости и оперативности своих полководцев джунгарцы в небольшой срок разбили армию китайцев, уничтожили войска, а командующего взяли в плен, о