А уже массовый исход беженцев, о котором я упоминала выше, начался с конца XVII столетия. Лишь в середине XVIII столетия, когда Российское государство уже "твердой ногой встало" в Сибири, их перекочевки стали фиксироваться. К этому времени Россия уже установила с помощью активной деятельности графа С. Рагузинского свои государственные границы, поставила многочисленные форпосты-крепости вдоль всех границ с беспокойными южными соседями. Перемещения из Монголии в Предбайкалье, затем возвращение обратно происходили по крайней мере не дважды и, пожалуй, не трижды. Но даже пережив в Джунгарии такой жуткий массовый геноцид в 50-е годы восемнадцатого столетия, и уже оседло обосновавшись в балаганских степях, унгинские буряты из-за тяжких притеснений со стороны Ивана Похабова и его людей в конце 60-х годов XVIII в. вновь легко поднялись и бежали в Монголию. А следующее поколение, настрадавшись уже от гнета халхаских феодалов, вернулось опять в родные балаганские степи! Бурьяха гара ан бурият… Наши предки поселились в своих долинах, накрепко забыв о своей старой родине, об ушедшей в небытие стране Джунгарии.
"Добротою и ласкотою" российское государство привело-таки неугомонных переселенцев под крепкую царскую руку. От беспощадного огня и меча бывшие неукротимые кочевники с радостью бежали под казачий кнут и пряник, усмирив свой нрав ради выживания и благополучия своих родовых общин. А со временем и вообще перешли на другой уровень бытия. Из экономических соображений многие буряты покрестились (так как крещеные инородцы освобождались от уплаты ясака, хотя продолжали, как и прежде, молиться по-своему и верить в своих духов предков), начали учиться в инородческих школах и училищах, получать различные профессии практически наравне с русскими. В общем, стали жить под защитой государства. Убежав от одних сильных правителей и прильнув к еще более мощной державе, бывшие кочевники спасли себя и дали возможность нам, своим потомкам, жить свободно, полуавтономно, цивилизованно. Жаль лишь, что стали забывать свои обычаи, язык, веру…
Кое-что об истории добровольного присоединения икинатов к России
Первая встреча наших предков икинатов с русскими произошла весной 1628 года. Отряд стрелецкого сотника Петра Бекетова, преодолев большие ангарские пороги, поднялся до устья Оки и собрал ясак с нескольких икинатских князцов - Кодогуня, Кодогура, Кулзузу, Адая (Баратая), Баяракана, Букина.
Летом 1629 года в Предбайкалье люди Якова Хрипунова, настроенные на богатую добычу, обозленные голодом и неудобствами, грабили местное население, сопротивление подавляли силой, захватывали в плен женщин и детей. Более всего пострадали улусы икинатских князцов Кодогуня, Котогора, Баяракана, Баратая. Всего в плен было взято 69 икинатов. Красноярский воевода хотел загладить конфликт и вернуть плененных икинатов обратно в родные улусы. А хрипуновцы возмутились и учинили дикое происшествие: при всем их мире среди дни при иноземцах учали позорити с 52 чел. женок у Гриши толмача да у татарина Газгильдя, а сами стоят кругом и надругаются, позорят ростепя за руки и за ноги держат. Пытались они также и икинатку Уеньку опозорить, да священник вмешался. В этот же день некто Дмитрий убил Булгудайко, отца князца Кодогоня. Конечно же, этот конфликт имел последствия. 5 лет русские власти пытались его уладить. Послан был Максим Перфильев с 30-ю стрельцами, с тремя пленными аманатами - детьми (для страховки) князцов Кодогоня, Котогора и Баратая. При этом за детей с икинатов велено было взять подарки немалые. Перфильев одаривает князцов "царскими подарками", устраивает им угощение и отпускает в улусы, не требуя взамен аманатов (заложников). Перфильев почувствовал, что мирное поведение икинатов было только видимостью: "брацкие люди вверх по Ангаре не смирны: хотят з государевыми служивыми людьми битца для того, что они люди грабленные и совсем разорены". С 1635 г. вышла царская грамота о применении к "брацким людям" силы. Перфильев быстро ставит на пороге Падун острог совсем рядом с улусом икинатов, в местности Зуhай. В этот Братский острог сразу же являются все икинатские князцы. Перфильев стремится уладить мирно отношения с ними. Он возвращает Кодогуню и Котогору детей и, судя по всему, никаких отдельных подарков за них, как было велено, не берет и не заводит речь о заложниках, т.е "делает все, чтобы не озлобить князцов. Им вручают подарки и устраивают угощение. Все 5 икинатских князцов приносят "шерть по своей вере" на верность московскому царю, дают ясак 28 соболей, да пластину соболью да лисицу красную". Однако уже через месяц князцы от шерти отложились, ясак давать отказались, забрали своих кыштымов-тунгусов и вызвали служилых людей биться. И при этом заявили, что никакой ясак Максиму не платили, а соболями, мол, выкупили своих детей, 5 лет содержавшихся фактически в плену. На икинатов жаловались Енисейскому воеводе, мол "брацкие люди государю ни в чем не послушны, служивых людей грабят, и в юрты к себе зимней порой ночевать не пущают, и называют служивых людей худыми людишками". Действия русских не согласовывались с представлениями степных кочевников о власти сильного правителя. Совершенно невероятно представить, пишет Л.Р. Павлинская, чтобы какой-то монгольский тайша приехал бы собирать дань с "брацких" народов с богатыми подарками, или кто-то из бурятских князцов явился бы к тунгусам за ясаком с собственными дарами. Поэтому поведение русских после первого знакомства с обильным угощением и щедрыми подарками русских послов, с полученными ими взамен соболями и лисицами, неважно, как они были дадены, как дань или как ответные подарки, и вдруг - последующее за дарами требование платить ясак - было совсем непонятным кочевым скотоводческим народам.
Конечно, не все было просто и гладко при освоении Сибирской землицы. Но в итоге все бурятские племена встали под государеву руку, стали платить ясак. И появились бурятские казачьи войска, которые уже сами вместе с русскими крепко и храбро охраняли государственные границы от набегов "мунгалов". Были сформированы пограничные караулы. Аларские, балаганские, идинские, китойские буряты сами подбирали себе команду из надежных людей, за счет рода собирали каждому коня и боевое снаряжение: колчан, лук, меч. Главной обязанностью бурятских казаков было - объезжать российско-монгольскую границу. Повинность была очень обременительной, но необходимой.
История вершится под Небесами. Это когда-то поняли икинатские шаманы. Осталось предание: после ожесточенного сражения под Вихоревой, когда икинаты одержали верх над казаками, они побросали в костер трупы погибших врагов и их огнестрельное оружие с боеприпасами. Шаманы, стоя у самого костра, камлали. От взрывающегося в огне пороха пострадали девять шаманов. Они вошли в историю как "девять великих глухих и девять великих слепых икинатских шаманов". Шаманы тогда рассудили так: по-видимому, боги хотят, чтобы русские люди пришли в Сибирь навсегда. Вот тогда-то и началось действительно добровольное присоединение бурят к России, которое кардинально изменило ход развития бурятского народа. Я давно думала, а почему же именно икинатов русские послы настойчиво добивались "объясачить" самыми первыми из местного бурятского населения? Устанавливали в течение пяти лет дружеские отношения после конфликтов Я. Хрипунова с икинатскими князцами, щедро угощали и одаривали подарками? Ответ ко мне пришел после того, как я узнала легенду о происхождении чоросов, в точности схожую с легендой о происхождении кости Икинат. И именно поэтому я предполагаю, что икинаты являлись потомками влиятельного ойратского племени (поколения) чоросов. А завоевать расположение одного из наиболее влиятельных родов для российских государевых людей было стратегически важным делом. Осталось также в нашем народе предание, что ранее на бурятских землях не росли березы. А затем стали повсеместно появляться белые деревья. Старики тогда стали говорить, что на наши земли придет чужой народ - со светлыми волосами и синими глазами. И когда после победной битвы пострадали икинатские шаманы, они тогда рассудили, что и Небо, и сама Природа - за то, что русскому народу предначертано поселиться на этих землях….
Жители Унгинской долины
Так какие же роды населяли (и населяют ныне) Унгинскую долину? Я приведу здесь сведения из уникальной книжечки близкого друга моих родителей, нашего уважаемого земляка, журналиста Арсения Алексеевича Бадиева. Она называется "Родословные унгинских бурят", издана в 1996 г. нукутским землячеством. Вот что он пишет: "Нынешнюю Иркутскую область и Усть-Ордынский автономный округ населяют выходцы из племен булагатов, эхиритов и хонгодоров, а также других бурят, перселившихся в эти края в результате междуусобных войн в Монголии и Джунгарии. До прихода русских землепроходцев Унгинскую долину населяло свыше 15 родов, ведущих свое начало от Булагата и Эхирита, а также других племен. В моих генеалогических материалах, собранных в 1952-1964 гг., записано 18 родов, населявших Унгинскую долину:
1)Хоогой; 2)Онхотой; 3)Онгой; 4)Булут; 5)Олзой; 6)Муры; 7)Хγлмээнгэ; 8 )Икинаат; 9)Шарайд; 10)Зомод; 11)Бузагат; 12)Омог; 13)Шошоолок (хонгодор); 14)Ашаабагат; 15)Зунгар; 16)Бухэд; 17)Хэрбэт; 18 )Хангин.
Некоторые из вышеназванных родов не относят себя ни к одному из четырех племен бурят, а считают себя выходцами из Халхи либо Джунгарии. К таким относятся: икинат, зунгар, бухэт, зомод, ашаабагат, хэрбэт, ехэнут, наймадай".
О родах, примкнувших к булагатам
К классическим булагатским родам относятся роды, предки которых являлись родными сыновьями Тугалага: это роды группы алагуй и готол, шаралдай и сагаан, хγрхγγд и далахай.
Роды Хоогой, Онхотой и Онгой считаются хари по отношению к племени булагат, т.к. Тойбхон (Долёохон), дочь Тугалага (а Тугалаг - сын Булган-хара, внук Булагата) внебрачно родила сына Обогона от баргу-бурята (по другим источникам от воина Амгалан-хана), оставила сына среди подснежников и убежала с возлюбленным в Халху. А уже сыновья Обогона положили начало трем большим родам: Хоогой, Онхотой и Онгой.
В числе сыновей Тугалага отсутствуют также предки родов Олзой, Хγлмэнгэ и Муры. Они ведут свое происхождение от Булута или Болота, выступающего в преданиях отцом Олзоя, Хγлмэнгэ и Муры. Булутский род также произошел от женщины из племени баргут, пришедшей со своими братьями из Внутренней Монголии. Сыновья Обогона нашли ее беременной во время охоты в восточной тайге, где она заблудилась. Взяли ее наложницей. Она же сбежала, оставив новорожденного сына в кочках. Отсюда, мол, и поговорка: "Бута соhоо олдоhон Булут". По А. Метенову зайсан Болот Омбоев с тремя сыновьями и своими людьми бежал из Джунгарии в середине XVIII в. Также бытует у унгинцев легенда о хане Болоте, прибывшем на Унгу с тремя сыновьями. В любом случае унгинские роды потомков Булута не являются прямыми потомками Булагата, Булган-Хары и Тугалага по своему происхождению. Этимологический анализ родовых этнонимов булуд и олзой, сделанный Б.З. Нанзатовым, позволяет предположить, что эти унгинские роды лишь со временем приобрели статус булагатских родов. Скорее, это покоренные, зависимые роды: булуд восходит к тюркскому слову bulun + d → bulud (тюркское "пленник"), а старший род олзой восходит к монгольскому слову olja - "добыча, трофей", олзо хγн - "пленник". Профессор Т.Е. Санжиева предполагает, что они были покорены ранними булагатами.
Интересно, что одхоном Тугалага и, соответственно, наследником отцовского очага, является шестой его сын Сагаан, а не его младший отпрыск Ашаабагат, по происхождению полубулагат. Мать Ашаабагата, непокорная сэгэнуудка Сахалзуур, часто убегала от старого мужа Тугалага, и ее сын не относится, по-видимому, к числу исконных булагатских родов: "Ашаанда ереhэн Ашаабагад. - С обозом прибывший Ашаабагад".
Унгинские роды шарайт, хангин, хэрбэт также не булагатского, а хоринского происхождения ("Отец наш Хоредой…"), примкнувшие к булагатам.
И.Н. Мадасоном записан род hартуул в улусах Хурсанга, Хашхай, Тангад.
Что же касается других родов, населяющих долину древней Унги, здесь и сами старожилы, и этнографы едины в следующем: роды ихинат, хайтал, зунгар, бухэд, сэгэнут, харанут восходят к большому роду или племени γлэд (θлэд) или сэгэнут из калмыков, который впоследствии распался на данные роды. Поселились когда-то в долинах рек Ангары и Лены. На своих тайлганах (общественных молениях с жертвоприношением) молились так:
Место наших игр детских -
Десять увалов Алтая,
Место наших скитаний по земле
Двадцать увалов Хухэя…
Вот такая картина получается, если детально и вглубь рассматривать население Унгинской долины как колыбель булагатов.
И еще о джунгарах
Исчезла страна, но осталось ее наследие. Например, калмыцкий эпос "Джангар" - литературный памятник пятнадцатого столетия. И хотя эпосу уже более шести веков, кровь в жилах и теперь дрожит от невероятной силы и энергии, поступающей от этих горячих строк… Неудержимое бесстрашие, верность и преданность – такими качествами выделялись в первую очередь джунгары, чему ярким подтверждением является клятва нукеров Джангара:
Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим;
Да отрешимся от зависти, от похвальбы,
От затаенной вражды, от измен, от алчбы;
Груди свои обнажим, и вынем сердца,
И за народ отдадим свою кровь до конца;
Верными Джангру, едиными будем вовек
И на земле будем жить, как один человек;
И да пребудем бойцами правдивыми мы,
И да пребудем всегда справедливыми мы;
Да не содеем поступка другому во вред,
Трех избежим чудовищ, трех страшных бед1;
Выполним клятву, чтоб совершенства достичь,
Высшего, светлого круга блаженства достичь!».
1 (3 беды для кочевников: степной пожар, наводнение и смерч)
"Джангар" сегодня - почти единственное напоминание потомкам: был такой храбрый отчаянный народ, джунгары. И в наших спокойных жилах также течет их горячая кровь…
В завершение хочу напомнить слова Александра Сергеевича Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
Я не историк. Но с возрастом, наверное, приходят смелость и стремление поделиться с другими людьми своими мыслями и взглядами на жизнь. Желаю всем своим землякам благополучия в жизни, крепкого здоровья, мира и гармонии в душе, духовных открытий.
С уважением Зинаида Макарова Зинаида, заhадаг одегон.
газета "Свет Октября" Нукутский район.